Опасные природные явления Пермского края

Центр геоинформационных систем ПГНИУ

 ГИС центр
Пермского государственного национального исследовательского университета
Ул. Букирева, 15, г. Пермь, 614990
Тел.: (342)2- 396-852,
E-mail: gis@psu.ru, http://gis.psu.ru

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА, ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

 
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Правительства
Пермского края
от 28.12.2010 N 1111-п

 

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА, ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ
ПЕРМСКОГО КРАЯ

 
I. Общие положения
 
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", распоряжением Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. N 86-рп "О создании системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Пермского края от 12 марта 2007 г. N 12-ПК "О защите населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства Пермского края от 20 октября 2006 г. 52-п "Об утверждении Положения о территориальной подсистеме государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края".
1.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории Пермского края (далее - СМП ЧС) создается с целью своевременного выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций, определения возможных масштабов и характера развития чрезвычайных ситуаций, выработки рекомендаций для принятия необходимых мер по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий.
1.3. Настоящее Положение определяет основные задачи, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования СМП ЧС.
1.4. СМП ЧС является информационно-аналитической составляющей территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края (далее - ТП РСЧС).
1.5. СМП ЧС обеспечивается оперативной и прогностической информацией в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 18 мая 2009 г. N 301-п "О Порядке сбора и обмена информацией в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Пермском крае".
 
II. Основные задачи СМП ЧС
 
Основными задачами СМП ЧС являются:
оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; прогнозирование возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
разработка, оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению чрезвычайных ситуаций;
разработка сценариев развития чрезвычайных ситуаций;
информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и других информационных продуктов.
 
III. Структура и состав СМП ЧС
 
3.1. СМП ЧС имеет следующие уровни: краевой (в пределах территории края), муниципальный (в пределах территории муниципального образования), в том числе объектовый (в пределах территории организации).
3.2. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций осуществляется по следующим направлениям:
3.2.1. мониторинг чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе:
опасных производственных объектов;
систем жизнеобеспечения;
проектируемых и строящихся объектов и населенных пунктов;
3.2.2. мониторинг состояния окружающей среды, включающий мониторинг:
атмосферного воздуха;
поверхностных вод суши;
радиационной обстановки;
источников антропогенного воздействия;
воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения (в рамках социально-гигиенического мониторинга);
геологической среды, включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов;
лесов (лесопатологический);
земель, почвенного покрова;
водохозяйственных систем и сооружений;
сельскохозяйственной продукции;
3.2.3. мониторинг чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера, в том числе:
эпидемии;
эпизоотии;
эпифитотии;
чрезвычайных ситуаций социально-экономического характера.
3.3. В состав СМП ЧС включены исполнительные органы государственной власти Пермского края, организации, находящиеся на территории Пермского края и осуществляющие мониторинг по направлениям своей деятельности (далее - субъекты СМП ЧС), а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в Пермском крае, с которыми осуществляется взаимодействие в рамках СМП ЧС в соответствии с Перечнем исполнительных органов государственной власти Пермского края и организаций, отвечающих за функционирование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории Пермского края, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Пермском крае, с которыми осуществляется взаимодействие в рамках системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории Пермского края.
3.4. Управление, координация и организационно-методическое руководство деятельностью служб СМП ЧС осуществляются:
на краевом уровне - в соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12 ноября 2001 г. N 483 "Об утверждении Положения о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
на муниципальном уровне - едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований Пермского края;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерскими службами организаций.
 
IV. Порядок функционирования СМП ЧС
 
4.1. Решениями субъектов СМП ЧС, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственной деятельности, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственной деятельности, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании СМП ЧС, являются:
4.2.1. в режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;
сбор, обработка, анализ и обмен информацией, поступающей от организаций, входящих в СМП ЧС, и ее представление в соответствующие органы;
прогнозирование и оценка возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
повышение эффективности взаимодействия в СМП ЧС;
участие в планировании и выполнении целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
4.2.2. в режиме повышенной готовности:
выполнение функций, определенных режимом повседневной деятельности;
организация при необходимости учащенных наблюдений за параметрами потенциальных источников чрезвычайных ситуаций;
непрерывный сбор и анализ информации, поступающей от субъектов СМП ЧС, и представление ее в соответствующие органы;
оперативное и текущее прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
уточнение планов взаимодействия в СМП ЧС;
разработка предложений о составе мероприятий, направленных на предотвращение и смягчение возможных последствий при возникновении чрезвычайной ситуации;
приведение в состояние готовности сил и средств СМП ЧС для проведения при необходимости обследования зоны возможного возникновения чрезвычайной ситуации;
4.2.3. в режиме чрезвычайной ситуации:
организация круглосуточного функционирования сил и средств СМП ЧС;
сбор, обработка и анализ мониторинговой информации и прогнозов в реальном масштабе времени;
участие в работе штаба по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации с правом выдачи рекомендаций;
оперативное прогнозирование развития чрезвычайной ситуации;
выдвижение при необходимости оперативной группы СМП ЧС в зону чрезвычайной ситуации;
определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
разработка предложений о составе мероприятий, направленных на локализацию и смягчение последствий чрезвычайной ситуации.
 
V. Организация взаимодействия в СМП ЧС
 
5.1. Исполнительные органы государственной власти Пермского края заключают соглашения об информационном взаимодействии с государственным учреждением "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю", в которых указываются формы и сроки представления информации.
5.2. Субъекты СМП ЧС обеспечивают выполнение задач в соответствии с установленными полномочиями.
5.3. Информация представляется в органы повседневного управления ТП РСЧС в виде информационных донесений немедленно по любому каналу связи с последующим письменным подтверждением в течение 3 часов.
5.4. Рассмотрение и выработка рекомендаций по функционированию СМП ЧС осуществляются руководителем работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 
VI. Подготовка кадров
 
Подготовка специалистов СМП ЧС осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Опасные природные явления Пермского края

© 2006 - 2016 Центр геоинформационных систем ПГНИУ

Сайт разработан командой ПЕРМСАЙТ